Виды цен | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Виды цен

При составлении бизнес-плана предприниматель должен ориентироваться в ценовой политике и соответствующей терминологии.

Производственная цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек фирмы плюс ожидаемая прибыль. Обычно в США она составляет от 40 до 60% розничной цены. Именно по этой цене производитель поставляет товар крупными партиями оптовикам.

Оптовая цена – это цена, по которой оптовые фирмы продают товар также крупными оптовыми партиями розничным компаниям. Она складывается из цены производителя плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовика и его прибыль. Обычно эта цена составляет от 60 до 70% розничной цены.

Розничная цена – это цена, по которой продажа ведётся отдельными небольшими партиями в розницу. Она состоит из оптовой цены плюс все управленческие, маркетинговые и производственные расходы розничной фирмы плюс её прибыль.

Базисная цена используется для определения сорта или качества товара; её согласуют в переговорах между продавцом и покупателем. Она служит исходной для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте; при этом в контракте оговариваются скидки и надбавки, которые могут также зависеть и от конъюнктуры рынка.

Цена купли-продажи (или фактурная) определяется условиями поставки, оговоренными в контракте. Её снабжают еще одним указанием: «CIF», «FOB», «фор» и «франко». Эти термины представляют собой аббревиатуру английских слов и означают следующее:

  • CIF (стоимость, страховка, фрахт) означает, что продавец обязан за свой счёт зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку и взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечёт линию борта судна при погрузке, а покупатель берёт на себя риск гибели или порчи после пересечения линии борта;
  • FOB (свободен на борту) означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несёт риск его гибели или повреждения; в США (и только в этой стране!) термин «фоб» имеет то же значение, что и «франко»;
  • FOR (свободен на рельсах) означает то же самое, что и «франко-вагон», т.е. продавец должен за свой счёт и риск отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несёт покупатель;
  • FRANKO – условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить товар в определённое место за свой счёт и риск, причём в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы.

Монопольная цена устанавливается монополиями выше или ниже цены производства; обычно монополии устанавливают возможно более высокие цены сбыта своих товаров и возможно более низкие цены на приобретаемые у других фирм товары.

Номинальная цена публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.

Рыночная цена – та, по которой идёт купля-продажа на данном рынке.

Скользящая цена устанавливается договором в зависимости от некоторых условий (биржевой котировки, инфляции и т.д.) на определённую дату.

Цена спроса складывается на рынке покупателя.

Твёрдая цена устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению.

Цена «падающий лидер» используется розничными торговцами для рекламирования своих товаров, когда резко снижается цена на один из хорошо известных товаров. Расчёт строится на том, что привлечённые этим покупатели купят какие-то другие товары. В США нередко приходится наблюдать такой метод в действии и в продовольственных магазинах, и в универмагах, когда люди приходили купить что-то, предлагаемое по низкой цене, а уходили с другими покупками.

Часто бывает так, что цены на продукт нужно устанавливать исходя из того, что на рынке уже имеются конкуренты, которые установили свои цены на аналогичные продукты. В данном случае используется методика ориентации цены на конкуренцию.

В связи с этим необходимо отметить, что если именно рынок является ориентиром цены, то выходящим на него фирмам крайне важно, чтобы именно свободные рыночные факторы определяли цену.

Факторы, влияющие на рост цены

  • Превышение спроса над предложением.
  • Рост зарплаты, который опережает увеличение производительности труда или производства товаров и услуг.
  • Невысокая эффективность использования основного капитала, оборудования, рабочей силы, земли. Наиболее наглядный пример для России – сельское хозяйство.
  • Ажиотажный спрос, появляющийся ввиду неуверенности потребителя в будущей стабильности рынка и цен. В немалой степени ажиотажному спросу способствует распространение слухов о том, что цены скоро вырастут, или другие аналогичные по своему воздействию сообщения, например о денежной реформе. Цены растут из-за активизации основанной на этих слухах спекулятивной скупки товаров.
  • Завышенная цена, запрашиваемая продавцом. На рынке нередко можно столкнуться с ситуацией, когда какие-то продукты предлагаются по крайне высокой цене, не соответствующей их потребительским качествам. Подобная ситуация была распространена в США, когда на ряд продуктов была установлена монопольно высокая цена (до принятия в начале XX в. антимонопольного законодательства, поощряющего конкуренцию). У нас такая ситуация встречается довольно часто (многие виды машин и сельхозпродукции на рынке, товары на «чёрном рынке»).

Факторы, влияющие на снижение цены

  • Превышение предложения над спросом.
  • Стабильный уровень доходов при росте производительности труда и увеличении производства товаров.
  • Устойчивое нежелание покупателей купить какой-то товар.
  • Слишком явное желание продавца что-то продать.
  • Опасения, что цены будут снижаться. Они могут быть основаны на слухах, что в какой-то дачной местности будут строить объекты или же высотные дома, что сразу снизит цены на дачи.
  • Ряд государственных мер (сбалансирование бюджета, решение правительства о росте банковских ставок и т.д.). Определенная стабилизация цен в США в середине 80-х гг. во многом связана с мерами правительства по увеличению банковских ставок, которые регулировались Федеральной резервной системой.

В соответствии с законом спроса общий уровень цен сильно зависит от соотношения спроса и предложения. Теоретически да и практически, товарный дефицит вызывает рост цен, а избыток – их падение. Какие же основные факторы влияют на спрос? По мнению американских специалистов в области бизнеса, их три:

  1. принцип уменьшающейся полезности – сводится к тому, что чем большее количество единиц какого-то продукта мы имеем, тем меньшую ценность представляет для нас каждая дополнительная единица;
  2. различия в желании потребителей – степень желания потребителя купить продукт помогает определить, какую сумму он готов заплатить за него (один человек хочет купить именно дорогие вещи, а другой склонен покупать дешевые);
  3. колебания доходов потребителей – доходы потребителя или его платежная способность оказывают воздействие на спрос: когда доходы растут, спрос усиливается, и соответственно, когда доходы падают, то и спрос ослабевает.

Спрос на продукт считается эластичным, если изменение цены сразу же приводит к изменению спроса на продукт. Спрос на продукт считается неэластичным, если он сравнительно нечувствителен к изменениям цен. Например, спрос на соль и спички считается неэластичным, поскольку различные вариации цен не отражаются на спросе.

Влияет ли на цену «чистая» конкуренция? Условия «чистой» конкуренции существуют тогда, когда один продавец не контролирует предложение товаров на рынке в такой мере, чтобы влиять на цену. «Чистая» конкуренция в США существует только при коммерческих операциях с сельскохозяйственными продуктами. Ни один американский фермер не производит такого количества этих продуктов, чтобы было можно повлиять на цену.

Что происходит с ценой в условиях монополии? Выпуская продукт, который выгодно отличается в глазах потребителя, фирма становится временным монополистом и может в определённой мере контролировать цену.

Цена участвует и в максимизации прибыли, которая зависит от трех взаимосвязанных факторов:

  • количества проданных изделий;
  • цены на каждое из проданных изделий;
  • производственных издержек.

Оптимальная цена должна учесть баланс между производственными издержками и доходами, что обязательно следует отразить в бизнес-плане.



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика