Определение сметы и стоимости в бизнес-плане Новокузнецк | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Определение сметы и стоимости в бизнес-плане

Одним из блоков, на котором базируется так называемая затратная часть бизнес-плана является сметное планирование. Смета – это форма планового расчёта, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Разработка бизнес-плана предполагает в первую очередь составление сметы.

Смета доходов и расходов – это документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Иногда составляются отдельные сметы затрат на производство, строительство объектов. Смета есть простейшая форма финансового плана.

Смета затрат, или сметная стоимость – это полная сводка затрат на производство продукции, выполнение работ, услуг (сметная стоимость). Для составления смет используется так называемая сметная документация.

Основные цели составления смет:

  • увязка текущих и перспективных планов;
  • координация действий различных подразделений предприятия;
  • детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных центров ответственности;
  • управление и контроль за производством;
  • стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
  • определение будущих параметров хозяйственной деятельности;
  • периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.

При составлении смет могут быть использованы различные методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, оптимизации, моделирования.

Нормативный метод основан на расчёте объёмов затрат и потребности в ресурсах путём умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя (например, реализация, выпуск продукции, объём услуг).

Расчётно-аналитический метод – это расчёт объёмов затрат и потребности в ресурсах путём умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.

Балансовый метод – это увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Сущностью метода оптимизации является многовариантность: из нескольких смет, составленных по одной концепции, выбирается смета с минимумом затрат или максимумом получаемого эффекта (результата).

В основе метода моделирования лежит факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость объёма из¬держек от производственного процесса, прибыли от уровня затрат или объёмов реализации продукции (выручки).

В процессе бизнес-планирования составляются следующие сметы предприятия:

  • продаж (реализации продукции);
  • производства;
  • прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
  • расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
  • накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
  • себестоимости реализованной продукции;
  • текущих (периодических) общехозяйственных расходов;
  • прибылей и убытков;
  • капитальных затрат;
  • движения денежных средств;
  • статей актива и пассива.

Сметное планирование включает два этапа: планирование – аргументированное определение будущих целей, т.е. стратегическое направление; мониторинг (сопровождение) – анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. решение тактических задач в течение планового периода.

Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. При этом различают два подхода к расчетам:

  • разработка сметы «с нуля» – при проектировании нового предприятия или при перепрофилировании действующего;
  • планирование от достигнутого – при сохранении функций (профиля) предприятия.

Сметы подразделяются на два вида: по основной деятельности предприятия и по не основным видам деятельности.

Смета продаж. Оценка выручки от продаж в денежном выражении – основа, на которой базируются все последующие сметы. Обём продаж оказывает решающее влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.

Смета продаж включает информацию (различную по регионам): о предполагаемых объёмах реализации по каждому товару; об ожидаемой цене единицы каждого товара.

При оценке предполагаемого объёма продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объём. Эта величина изменяется в текущем году с учётом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например: величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследований.

Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объём продаж может использоваться статистический анализ, позволяющий установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объёмы продаж. Для нового предприятия или вида деятельности этот показатель рассчитывается на основе маркетинговых исследований.

Предполагаемый объём продаж в натуральном выражении может быть рассчитан путём умножения предполагаемого объёма продаж на ожидаемую цену единицы товара. Сравнение фактических продаж со сметными показателями по видам продукции и региональным данным (отраслевым или аналоговым) определит разницу между этими величинами, что и подлежит анализу в процессе бизнес-планирования.

Смета производства. Объём производства, соответствующий сметному объёму продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объём производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объёма продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. При этом объёмы производства должны быть сопоставлены со сметой продаж, что позволит обосновать гарантии сбалансированности производства и продаж в течение рассматриваемого периода.

Смета прямых материальных затрат. Это данные об объёмах производства, содержащиеся в смете производства вместе с данными о прямых материальных затратах. Количество необходимых для производственного процесса основных материалов (общая сумма прямых материальных затрат) определяется как ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс желательная величина запасов на конец года минус запасы материалов на начало года, и всё это умножается на ожидаемую сумму единицы материалов.

Смета расходов на оплату труда. Общие расходы по заработной плате определяются следующим образом: количество отработанных в производстве часов умножается на средний уровень почасовой оплаты труда.

Смета накладных расходов. Включает ожидаемую величину накладных расходов, в том числе по каждой их статье, и используется как часть основной сметы.

Смета себестоимости реализованной продукции. Составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет: а) прямых материальных затрат; б) затрат по оплате труда; в) накладных расходов.

Смета текущих (периодических) расходов. Она является частью основной сметы, отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Классифицируются расходы по отдельным видам: зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на рекламу и страхование.

Смета на рекламу. Рекламные расходы должны быть классифицированы в зависимости от каналов, по которым осуществляется реклама (средства массовой информации, рассылка по почте и др.), количества рекламной продукции, затрат на единицу пользования и т.д.

Смета прибылей и убытков. Составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов, включая также информацию о про¬чих прибылях и расходах, а также о величине налога на прибыль.

При составлении смет оперируют такими понятиями, как стоимость инвестиционных ресурсов, стоимость заёмных средств и т.д.

Стоимость инвестиционных ресурсов. Поскольку все методы приемлемости инвестиций в той или иной мере основаны на сопоставлении результатов инвестиций и тех затрат денежных средств, благодаря которым эти результаты достигаются, очень важно правильно определять реальную стоимость инвестируемых средств, т.е. стоимости капитала.

Капитал большинства фирм, как правило, имеет сложную структуру, образуемую различными источниками долгосрочных средств:

  • заёмными средствами;
  • обычными акциями;
  • привилегированными акциями;
  • прочими финансовыми инструментами (например, облига¬циями).

В связи с этим стоимость денежного капитала фирмы представляет собой средневзвешенную величину, зависящую от двух факторов: цены каждого из источников капитала, т.е. той доходности, которой требует владелец средств за право их использования; доли каждой разновидности средств в общей сумме капитала. Вложение средств оказывается оправданным только в том случае, если оно приносит доход больший, чем по альтернативным проектам с тем же уровнем риска.

Средневзвешенная стоимость капитала. Поскольку привлекать капитал приходится не из одного источника, а из нескольких, то обычно стоимость капитала формируется под влиянием необходимости обеспечить некий усреднённый уровень прибыльности. Поэтому средневзвешенная стоимость капитала – WACC (англ. weighted average cost of capital) – может быть определена, как тот уровень доходности, который должен приносить инвестиционный проект, чтобы можно было обеспечить всем категориям инвесторов получение дохода, аналогичного тому, который они могли бы получить от альтернативных вложений с тем же уровнем риска.

В этом случае WACC формируется как средневзвешенная величина из требуемой прибыльности по различным источникам средств, взвешенной по доле каждого из источников в общей сумме инвестиций.

Маржинальная стоимость капитала. Это изменение в общей сумме прибыли от инвестиций, необходимое для удовлетворения требований инвесторов с учётом новых инвестиций, делённое на сумму капитала, необходимого для инвестиций.

Стоимость заёмных средств. Для компании, у которой нет свободных средств, но которая хочет осуществлять новые инвестиции, стоимость заёмных средств будет равна эффективной процентной ставке по вновь привлечённым кредитам, скорректированной с учётом практики исчисления налогов.

Если поток будущих дивидендов известен (предсказуем с высокой степенью достоверности), то ставка дисконтирования, при которой стоимость суммы будущих дивидендов оказывается равной текущей стоимости акций, и будет равна требуемому инвестором уровню доходности на свой капитал.

Однако ситуация, когда поток будущих дивидендов известен, скорее исключение, чем правило. Поэтому для определения требуемого уровня доходности разработаны специальные методы, из которых в зависимости от наличия информации наиболее популярными являются:

  • модель роста дивидендов;
  • модель доходности по чистой прибыли;
  • метод «ценообразование на капитальные активы на основе дисперсии относительно средней величины» (используется при развитом фондовом рынке и хорошо налаженной системе подготовки и публикации аналитической информации о его состоянии).

Модель роста дивидендов. В основе использования этой модели лежат две реально известные величины:

  • сложившаяся на рынке цена акций;
  • величина дивидендных выплат в истекшем году.

Таким образом, единственной величиной, которую следует прогнозировать, является возможный темп роста дивидендов. Для решения этой задачи экономисты предлагают использовать многочисленные методы прогнозирования, включая самый простой (и популярный) – экстраполяцию на будущее того темпа роста дивидендных выплат, который наблюдался на протяжении нескольких предшествующих периодов времени (если, разумеется, вообще имеются основания ожидать такого роста дивидендов в последующие периоды).

В то же время возможны следующие ситуации (довольно частые в практике):

  • в будущем ожидаются крупные выплаты дивидендов, но в настоящее время компания их ещё не платит;
  • дивиденды хотя и выплачиваются, но рост их величины носит случайный характер.

В таких случаях для оценки уровня доходности, требуемого инвесторами – владельцами обычных акций, необходимо пользоваться другими методами, среди которых:

  • модель доходности по чистой прибыли;
  • стоимость существующего капитала;
  • стоимость вновь приобретаемого капитала

В модели доходности по чистой прибыли отправной точкой является тот «доход, который получил бы акционер при распределении всей прибыли компании после уплаты налогов в виде дивидендов».

Стоимость существующего капитала. Если возможно определение величины доходности, требуемой инвесторам, то возможно и определение того уровня доходности, которого должна достичь фирма, чтобы удовлетворить инвесторов и обеспечить получение выгоды и для себя. Однако при анализе проблемы собственного капитала «эти две разновидности капитала как бы сливаются, и в качестве уровня доходности, необходимого фирме, можно рассматривать уровень доходности, требуемый инвестором – совладельцем собственного капитала фирмы». Этот уровень зависит от уровня доходности конкурирующих вариантов инвестиций и соотношений рисковости вложений в собственные проекты фирмы и альтернативные товары фондового рынка.

Стоимость вновь привлекаемого капитала. Когда у фирмы недостаточно собственного капитала (наиболее часто встречающийся вариант), ей надо прибегнуть к привлечению капитала из внешних источников за счёт эмиссии своих ценных бумаг. Это будет возможно лишь в том случае, если проект эмиссии предполагает уровень доходности более высокий, чем по существующему капиталу.

Возможны случаи (довольно часто), когда не вся сумма доходов фирмы направляется на немедленную выплату дивидендов, а часть их сохраняется (удерживается от распределения), чтобы эти средства можно было реинвестировать и впоследствии размеры дивидендов увеличить.



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика