Оценка инвестиционного проекта | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Оценка инвестиционного проекта

Цели и этапы процесса оценки инвестиционного проекта

Назначение раздела бизнес-плана «Оценка инвестиционного проекта» состоит в следующем:

  • определить общие инвестиционные и производственные издержки;
  • оценить привлекательность инвестиционного проекта с точки зрения коммерческих интересов инвесторов;
  • выявить финансовую состоятельность предприятия – объекта инвестиций;
  • определить влияние инвестиционного проекта на национальную (региональную) экономику;
  • оценить риск инвестиций и разработать предложения по его профилактике и минимизации возможных потерь;
  • дать заключение о социально-экономической целесообразности (нецелесообразности) осуществления инвестиций;
  • обосновать целесообразность участия в реализации инвестиционного проекта заинтересованных предприятий, банков, российских и иностранных инвесторов, федеральных и региональных органов государственного управления.

Примерный план раздела

1. Оценка и анализ общих инвестиционных издержек. Расчёт суммарной величины инвестиционных издержек (капиталообразующих затрат) на основе обобщения данных об отдельных компонентах инвестиций. Определение и оценка исходных экономических параметров и нормативов. Расчёт потребностей в оборотном капитале, т.е. затрат по созданию начального запаса (прирост) оборотных средств. Распределение потребностей в финансировании по стадиям инвестиционного цикла (проектирование, строительство, монтаж и пусконаладка, выход на проектную мощность, работа на полной мощности) и годам расчётного периода. Анализ инвестиционных издержек с целью выявления их имущественной и финансовой структуры, определение удельного веса реального основного капитала, сопоставление его с показателями эффективно работающих аналогичных предприятий и производств и разработка предложений по улучшению структуры инвестиций.

2. Оценка и анализ текущих издержек (издержек производства). Составление сметы затрат на производство продукции (работ, услуг) по годам расчётного периода либо на год нормального функционирования предприятия по экономическим элементам или статьям затрат. В соответствии с требованиями методических документов, регламентирующих порядок планирования, учёта и калькулирования себестоимости. Прогноз изменения издержек производства по годам расчётного периода с учётом инфляции непредвиденных расходов. Определение и анализ себестоимости основных видов продукции (работ, услуг) по экономическим элементам. Сравнительные данные по себестоимости, цене и рентабельности производства намечаемых к выпуску видов продукции и изделий-аналогов.

3. Оценка эффективности инвестиций.

  • Коммерческая (финансовая) эффективность. Расчёт и анализ показателей коммерческой эффективности инвестиций, учитывающих финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников (чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости инвестиций, простая норма прибыли и др.). Расчет потоков и сальдо реальных денег раздельно по видам деятельности предприятия: инвестиционная, операционная (производственная) и финансовая с учётом инфляции в соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов.
  • Бюджетная и экономическая эффективность инвестиций (при использовании бюджетных инвестиций). Анализ показателей бюджетной эффективности, отражающих финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета. Расчёт и анализ показателей бюджетной эффективности, учитывающих затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Оценка социальных последствий реализации инвестиционного проекта. Выявление социально-экономических выгод общества в целом и региона строительства от реализации инвестиционного проекта.

4. Стратегия финансирования инвестиционного проекта. Выявление (уточнение) предполагаемых источников получения средств для финансирования инвестиционного проекта, состава потенциальных инвесторов и условий их привлечения. Обоснование выбора схемы финансирования проекта, выявление финансовых последствий от её реализации. Составление сметы ежегодных финансовых издержек и графика выплат по долговым обязательствам (возврата в случае привлечения заёмных средств). Расчёт сводного потока реальных денег с целью выявления их достаточности для финансирования всех затрат, необходимых для обеспечения деятельности предприятия в соответствии с производственной программой, погашения в установленные сроки банковской ссуды и процентов за кредит, выплаты налоговых платежей и платы за пользование природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, осуществления расходов по дальнейшему развитию предприятия.

Оценка эффективности инвестиционных проектов проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования». На первом этапе оценки рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа – агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность, и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого инвестиционного проекта рассматривается возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность до приемлемого уровня. Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить. Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На нём уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них (кроме кредиторов, эффективность для которых определяется процентом за кредит):

  • региональная эффективность;
  • отраслевая эффективность;
  • эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров;
  • бюджетная эффективность.

Для локальных проектов на этом этапе определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий-участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность, и в том случае, если она удовлетворительна, дальнейший рост производится так же, как и для локальных проектов.

Доходы и расходы: определения

  1. Доход от реализации продукции и услуг. Определяемый прогнозом объёма реализации на предстоящий период, включает выручку от реализации, уменьшенную на суммы торговых скидок, предоставленных покупателям, и стоимость возвращённой ими продукции. Главный источник дохода обычно указывается в верхней строке отчёта.
  2. К дополнительным источникам дохода. Относятся доходы, не относящиеся к основной деятельности, например дивиденды, полученные по ценным бумагам, находящимся в собственности предприятия, проценты по банковским депозитам и т.п.
  3. Затраты на производство и реализацию продукции. Включают в себя стоимость использованных в производственной деятельности товарно-материальных запасов, а также другие переменные затраты на производство и реализацию, величина которых зависит от объёма реализации продукции (расходы на оплату труда временного персонала, комиссионные, доставка товаров и т.п.).
  4. Валовая прибыль от основной деятельности определяется как доход от реализации продукции и услуг за вычетом затрат на производство и реализацию продукции.
  5. В эксплуатационные расходы обычно включаются расходы на обеспечение нормальной деятельности предприятия. По большей части это постоянные расходы, которые вместе с прочими должны быть покрыты вне зависимости от уровня сбыта продукции. Например, размер платы за аренду помещений или оборудование определяется договором, а не объёмом произведенной продукции. Некоторые расходы невозможно отнести только к переменным или постоянным. Например, абонентскую плату за пользование телефонной линией можно было бы отнести к постоянным (заранее известным) затратам, но расходы на международные переговоры (допустим, в туристическом агентстве) определенно зависят от количества клиентов и проданных путёвок, т.е. являются переменными расходами.
  6. Прочие расходы обычно включают другие виды расходов, такие, например, как выплата процентов по полученным кредитам, по выданным векселям и т.п. Кроме того, если некоторые из понесённых затрат незначительны, их можно объединить в статье «разное».
  7. Общие расходы – сумма эксплуатационных и прочих расходов. В соответствии с российской системой бухгалтерского учёта состав и величина расходов предприятия, которые можно включать в себестоимость продукции и, следовательно, исключать из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль, определяется специальными нормативными актами. При этом в российском варианте «Отчёта о финансовых результатах и их использовании» (форма № 2 по ОКУД) отражаются только общие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включающие эксплуатационные и прочие расходы.
  8. Балансовая прибыль (убыток) до выплаты налогов определяется как валовая прибыль за минусом общих расходов. Это основа для налогообложения, величина, исходя из которой будет рассчитываться налог на прибыль предприятия.
  9. Статья налоги на прибыль включает обязательные платежи в бюджет из прибыли предприятия (по российскому законодательству сюда относятся, например, налог на прибыль, налог на имущество предприятия, налог на рекламу и т.д.).
  10. Чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении предприятия после обязательных платежей в бюджет, говорит о состоянии данного бизнеса. Эта величина является базовой для определения нераспределённой прибыли, которая включается в раздел «Акционерный капитал» балансового отчёта предприятия и характеризует изменение собственного капитала за всё время существования предприятия.

Нераспределённая прибыль на конец отчётного периода определяется как сумма нераспределённой прибыли по состоянию на начало периода и чистой прибыли по результатам деятельности, уменьшенная на размер дивидендов, выплаченных по акциям компании за отчётный период. Не существует иных законных способов увеличить чистую прибыль, кроме увеличения валовой прибыли и (или) уменьшения общих расходов. Следовательно, необходимо на основе детального анализа доходов и, главное, расходов найти необходимые пути увеличения чистой прибыли предприятия.



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика