Общегосударственные финансы | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Общегосударственные финансы

Общегосударственные финансы – важнейшее средство перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. В основе общегосударственных финансов лежит система бюджетов, в том числе: федеральный, региональные (республиканские), муниципальные, местные бюджеты, а также государственная кредитная система, система государственного страхования, бюджетные и внебюджетные фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов – подразделяются на финансы предприятий и других форм предпринимательства, коммерческую банковскую систему, коммерческое кредитование и страхование, залоговую систему и биржевую систему.

Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым на каждый год как закон. В государственном бюджете концентрируется значительная доля национального дохода для финансирования основных направлений народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержания государственного аппарата и пр. С его помощью осуществляется перераспределение национального дохода, что позволяет целенаправленно влиять на темпы и развитие общественного производства и общества в целом.

Наряду с государственным (федеральным) бюджетом в бюджетной системе страны имеются бюджеты субъектов Федерации, местные и городские бюджеты. В рыночных условиях хозяйствования государственная финансовая система ориентирована не на командные и дотационные методы, а на функции экономического и финансового регулирования, стимулирования и сдерживания.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Государственный фонд занятости;
  • фонды обязательного медицинского страхования.

Государственная кредитная система отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на основе возвратности для финансирования государственных расходов.

Система страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Взаимодействие между подсистемами финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы.

Каждая подсистема, в свою очередь, подразделяется на звенья в зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности, характера деятельности и пр. В основе взаимосвязей финансовой системы находятся финансы хозяйствующих субъектов (предприятий), финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах:

  • самофинансирование;
  • кредитование;
  • государственное- финансирование.

Финансовая система – это совокупность многочисленных групп и звеньев финансовых отношений.

  1. Государственные финансы: государственных коммерческих предприятий; государственных учреждений и организаций некоммерческой деятельности; отраслей народного хозяйства; государственного бюджета; государственного кредита; государственных внебюджетных фондов; Государственного страхования; государственных банков.
  2. Финансы коммерческих предприятий новых экономических структур: на кооперативных отношениях собственности.
  3. Финансы частного предпринимательства: частного предпринимательства (юридическое лицо); частного предпринимательства (без образования юридического лица).
  4. Финансы регионов: республик; областей в составе Российской Федерации; межрегиональных программ.
  5. Финансы общественных организаций: профессиональных союзов; политических партий; добровольных обществ; благотворительных фондов.

Кроме того, финансовая система является совокупностью финансовых институтов Российской Федерации, которые подразделяются на государственные и коммерческие финансовые организации:

  1. Государственные финансовые организации: Министерство финансов; Государственная налоговая служба; Главное управление налоговых расследований; Налоговая полиция; Федеральное казначейство; Государственный таможенный комитет; Инспекции государственного страхования; Дирекции специализированных финансовых фондов: пенсионного, социального страхования, социального обеспечения, занятости и др.; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
  2. Коммерческие финансовые организации: фондовые биржи; валютные биржи; инвестиционные фонды; приватизационные чековые фонды; лизинговые компании.

Основные направления развития финансов в программе экономических реформ и перехода к рынку в Российской Федерации характеризуются такими основными понятиями, как финансы, финансовая система и финансовая политика.

Финансы:

  • преобразование финансовых отношений плановой экономики в финансовые отношения стимулирования развития рыночной экономики;
  • расширение финансовых отношений приватизации государственной собственности;
  • финансовая поддержка частного и кооперативного предпринимательства;
  • формирование финансового рынка;
  • внедрение финансовых методов регулирования инфляции;
  • обеспечение равенства финансовых инвестиций и хозяйственной деятельности для отечественных и зарубежных инвесторов.

Финансовая система:

  • создание и укрепление налоговой системы, адекватной требованиям рыночной экономики;
  • создание финансовых органов и институтов рыночной экономики;
  • самофинансирование регионов и территорий;
  • создание специализированных финансовых фондов поддержки и развития.

Финансовая политика:

  • бюджетная политика – обеспеченность сбалансированности бюджета; прямое выделение дотаций и субвенций на целевые программы; минимальный уровень финансирования государственных инвестиций; финансовая реструктуризация расходов на оборону; перевод бюджетных организаций на хозяйственный расчёт; ликвидация убыточных предприятий; финансовое обеспечение социальной политики повышения трудовой и хозяйственной активности населения;
  • налоговая политика – снижение нормы обязательных налоговых изъятий доходов предпринимателей по отношению к внутреннему валовому продукту; обеспечение равных налоговых условий для субъектов хозяйствования; устранение двойного налогообложения доходов.

В настоящее время финансовая система России испытывает нарастание негативного воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Основополагающими причинами нестабильности являются:

  • взаимные неплатежи и фактическое банкротство многих предприятий реального сектора;
  • ухудшение состояния платежного баланса, обусловленное неблагоприятными изменениями конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, ростом расходов по обслуживанию внешнего государственного долга и поддержанием завышенного курса рубля;
  • обострение ситуации на мировых финансовых рынках, выразившееся в оттоке международного капитала из стран с формирующимися рынками;
  • нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства РФ выполнить свои финансовые обязательства.

Начиная с 1998 г. Банк России изменил границы валютного коридора. Был также изменён механизм установления валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ. Отказ Правительства РФ от заимствований на внутреннем рынке означал, что в условиях экономической неопределённости вложения в иностранную валюту, прежде всего в доллар США, стали наиболее привлекательным видом активов практически для всех экономических агентов, включая население. Это усилило давление на рубль и способствовало сохранению высоких девальвационных ожиданий.

В этих условиях Банк России оставался практически единственным продавцом иностранной валюты на валютной бирже. Ажиотажный спрос на валюту усилился после отставки Правительства РФ. Однако ни валютные интервенции, ни увеличение ставок по кредитам Банка России, ни его действия по изъятию ликвидности путём привлечения средств в депозиты Банка России не могли удержать ситуацию и Банк России объявил об отказе от политики поддержания курса за счёт значительных валютных интервенций, ограничив их роль сглаживанием крайне резких колебаний рубля, и перешёл к режиму плавающего валютного курса.

Такая политика позволила осуществлять более гибкое управление совокупным денежным предложением. Экономически обоснованный валютный курс создаёт условия для стабилизации покупательной способности национальной валюты на основе самостоятельной денежно-кредитной политики. Основное преимущество денежно-кредитной политики в условиях плавающего валютного курса состоит в том, что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям и оказывающего серьёзное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность для повышения насыщенности экономики деньгами.

Рыночное определение валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы Центрального банка, позволяет больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях появляются возможности увеличения положительного сальдо счёта текущих операций, улучшения платёжного баланса в целом. А это, в свою очередь, позволяет начать работу по восстановлению золотовалютных резервов Банка России, что чрезвычайно важно в посткризисный период для достижения долгосрочной стабилизации национальной валюты.

Воздействие внешних и внутренних факторов на финансы предприятия

Внешняя среда в значительной степени предопределяет результат деятельности предприятия. Предприятие, будучи открытой системой, зависит от факторов внешней среды. Оно вынуждено приспосабливаться к среде существования, чтобы сохранить эффективность и конкурентоспособность, т.е. выжить. Факторы внешней среды имеют воздействие двух видов: прямое и косвенное.

Факторы прямого воздействия являются регулирующими, защищающими:

  • государство (государственные органы);
  • поставщики;
  • потребители;
  • конкуренты.

Факторы косвенного воздействия влияют столь же существенно, но их прогнозирование значительно затруднено, а зачастую вообще невозможно:

  • экономические (состояние экономики);
  • технические;
  • технологические;
  • социальные;
  • политические.

К основным характеристикам внешней среды относятся:

  • взаимосвязанность факторов;
  • подвижность;
  • неопределённость.

Финансы хозяйствующего субъекта

Финансы хозяйствующего субъекта (финансы предприятия) представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с распределением денежных доходов и накоплений предприятия (финансовых ресурсов).

Финансы предприятия выполняют две основные функции:

  1. воспроизводственную – обслуживание денежными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования денежных доходов и накоплений;
  2. контрольную – финансовый анализ и контроль производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Финансы предприятия обеспечивают формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия, а также текущую финансово-хозяйственную деятельность, участие предприятия в осуществлении социальной политики.



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика