Финансовое планирование | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Финансовое планирование

Финансы и планирование

Ключевым составляющим любого успешно работающего предприятия является экономическая стратегия его развития и, конечно, контроль. Экономить в расчётах, оценивающих громадное экономическое мероприятие, всё равно, что экономить на прицеливании при выстреле. Впрочем, не только «громадное экономическое мероприятие» требует расчётов, а практически любое, связанное с затратами и ориентированное на прибыль.

Продуманная и просчитанная экономическая стратегия чрезвычайно важна для предпринимателя, поскольку определяет, что из себя представляет предприятие в настоящем, а главное,– как оно будет функционировать и развиваться в будущем. Это похоже на стратегию знаменитого канадского хоккеиста, который говорил: «Я бросаюсь туда, где шайба должна быть, а не туда, где она сейчас находится».

С помощью контроля определяется соответствие полученных результатов целям, определённым стратегическим планированием. Основные стратегические задачи любого бизнеса можно сформулировать следующим образом:

  • узнать, что хотят конкретные потребители;
  • удовлетворить их потребности;
  • получить прибыль.

Эффективность решения этих задач во многом зависит, во-первых, от финансовой обоснованности бизнес-плана и, во-вторых, от использования его как инструмента контроля в бизнесе.

Прогнозирование доходов от реализации товаров и услуг

Планируемые показатели доходной части бюджета предприятия – объём реализации товаров и услуг, доход от продажи части основных средств и оборудования и т.п. – являются фундаментом для большей части стратегических и тактических финансовых планов.

Сама по себе задача такого планирования является достаточно сложной, поскольку учесть всё многообразие объективных и субъективных факторов, влияющих на бизнес, практически невозможно. Однако с достаточной степенью точности предприниматель может предсказать развитие событий, основываясь, например, на предположении о неизменности внешних условий и в будущем. В этом случае можно использовать популярное в недавнем прошлом так называемое планирование «от достигнутого».

Для решения задачи прогнозирования объёмов сбыта продукции предприниматель может воспользоваться методом оценок. Для этого составляется таблица, которая позволяет получить наиболее вероятные оценки объёма сбыта по каждой группе товаров и услуг на определённый период.

В первой графе указывается низший объём сбыта, которого можно ожидать, если все пойдёт не так, как надо и как хотелось бы: всё будет валиться из рук, часть рынка отобьют конкуренты, появится конкурентный продукт (в общем, вся картина бизнеса представляется в самых мрачных тонах).

Затем заполняется та графа, где указывается высший объём сбыта, т.е. он оценивается так, как хотелось бы, и даже лучше: сегмент рынка расширяется, конкуренты разоряются, а поставщики согласны со всеми требованиями по срокам и ценам поставок, бизнес идёт как по маслу, персонал работает с вдохновением, вся картина представляется в розовом цвете, как будто предприниматель хочет очаровать банкира или какого-нибудь другого предполагаемого инвестора.

Наконец, самое трудное, но и самое важное: предпринимателю предстоит взглянуть на свой бизнес с реальных позиций, т.е. учитывая и недостатки и преимущества своего предприятия. Предстоит найти истину, которая находится, как часто бывает, посередине. Реальные прогнозы окажутся между низшими и высшими оценками, будут точнее одноразовой оценки и ближе к действительности. Такое прогнозирование осуществляется как в товарном, так и денежном выражении, если предприниматель занимается, например, торговлей. Точно также прогнозируются не только доходы, но и расходы.

Планирование финансовых результатов деятельности предприятия

Одна из основных задач составления плана финансовых результатов деятельности предприятия (или, как его еще называют, плана прибылей и убытков) заключается в том, чтобы показать в динамике качественные и количественные изменения финансового положения предприятия в течение предстоящего периода. В этом состоит его основное отличие от баланса, который даёт статичную картину экономического положения предприятия в конкретный момент времени. Образно говоря, баланс можно сравнить с фотографией, а план прибылей и убытков – с фильмом.

Финансовый план, с помощью которого оцениваются доходы и расходы в ближайшей перспективе, является основой для составления сметы будущих расходов предприятия и определения потребности в привлечении дополнительных финансовых средств.

Такой план представляет собой ожидаемое финансовое положение предприятия. Достижение этого положения прогнозируется на основе определённых предположений о процессах, идущих в экономике страны (например, о темпах инфляции, динамике изменения цен и т.п.), об общих тенденциях развития рынков сбыта и многих других внешних и внутренних факторах, влияющих на развитие предприятия.

При этом планирование может основываться на том, что, поскольку большинство расходов при данной деятельности предсказуемы, а доход не будет подвержен сильным колебаниям, изменение результатов в будущем периоде будет определяться в соответствии с уже известными изменениями в прошлом и настоящем. Например, если в прошлом и настоящем прибыль предприятия равнялась 30% объёма реализации, то можно предположить, что при отсутствии существенных внешних воздействий этот показатель составит те же 30% в будущем периоде. Такое планирование называется экстраполяционным.

Для большинства малых предприятий достаточным является трёхлетний план, при этом план для первого года разрабатывается более детально, с разбивкой по месяцам, а для второго и третьего – по кварталам.

Опытные предприниматели сделали три важных вывода.

  1. План – не догма. Этот тезис можно подтвердить высказыванием президента США Авраама Линкольна: «Догмы спокойного прошлого совершенно непригодны для бурного настоящего».
  2. План следует пересматривать.
  3. Пересмотр планов следует проводить, если в течение трёх месяцев (за квартал) накапливается 20% и более отклонений от запланированных результатов. Специалисты не советуют чаще заниматься пересмотром плана, так как долгосрочные тенденции достаточно устойчивы к колебаниям конъюнктуры.

Планирование движения денежных средств

В экономике предприятия важное место занимает практика планирования прихода и расхода (движения) денежных средств или, как это ещё называют, «планирования движения наличности». В западной экономике под «наличностью» подразумевают имеющиеся на каждый момент времени денежные средства как на счетах в банках, так и в кассе предприятия, а в российской – только те денежные средства, которые в данный момент находятся на руках («наличка»).

Планирование и анализ денежных средств составляет основу успешной деятельности предпринимателя, поскольку одной из основных задач предпринимательской деятельности является поддержание текущей платёжеспособности предприятия.

Если в проекте отчёта о прибылях и убытках предприниматель намечает конкретные финансовые цели, то, планируя движение денежных средств, он определяет, когда конкретно и сколько денег поступит к нему или будет уплачено им по счетам поставщиков продукции или кредиторов, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия.

Некоторые детали, содержащиеся в отчёте о движении денежных средств предприятия, могут раскрыть не только сильные, но также и слабые стороны деятельности фирмы. Поэтому, если предприниматель считает, что эта информация носит конфиденциальный характер, то он позаботится о том, чтобы не было её утечки.



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика