Из истории бизнес-планирования в России | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Из истории бизнес-планирования в России

С тех пор как в России начат переход к рыночной экономике, уже никто, кажется, не считает, что бизнес – бизнесом, а план – планом, и что в одну телегу их «запрячь невозможно». Любопытно, что западных экономистов удивляет недопонимание некоторыми нашими чиновниками принципов и значения бизнес-плана. Ведь если в силу известных исторических обстоятельств понятие «бизнес» для нас должно было носить пренебрежительный оттенок превосходства над предпринимателями-воротилами, то понятие «план» – это уж точно наша заслуга и гордость. Более того, зарубежные теоретики и практики бизнес-планирования убеждены, что планированию весь мир научился у русских.

Пришли иные времена: новые условия хозяйствования предприятий предполагают самостоятельное планирование своей деятельности, т.е. без постоянного контроля вышестоящей организации, руководствуясь, например, заключенными договорами и конъюнктурой рынка.

В августе 1991 г. еженедельник «Экономика и жизнь» опубликовал серию из трёх статей под общим названием «Ваша путеводная звезда – бизнес-план». С тех пор разработке бизес-планов посвящено огромное количество книг, статей, файлов, страниц в сети Интернет. Накопился огромный отечественный практический опыт.

Переход к рыночной экономике заставляет по-новому относиться к организации управления, объективному анализу и научно обоснованной оценке любого бизнеса, предпринимательского начинания, государственной, муниципальной, частной и другой собственности.

В рыночной экономике бизнес-план – это рабочий инструмент, используемый практически во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования фирмы (предприятия, организации), показывает, каким образом спланировать деятельность, чтобы решить тактические задачи и достичь в намеченные сроки основной стратегической цели – получить или повысить прибыльность своей деятельности. Бизнес-план может подсказать: пути роста фирмы, завоевания новых позиции на рынке, где она функционирует, получения инвестиций и кредитных ресурсов: эффективные идеи составления перспективных планов своего развития, разработки концепции производства новых товаров и услуг, выбора рациональных способов их реализации. Бизнес-план может предостеречь от неверных действий и даже «посоветовать» не заниматься данным бизнесом в данное время на данном рынке.

Для разработки, анализа и оценки инвестиционных проектов в начале 90-х годов, XX века в России был принят стандарт United Nations Industrial Development Organization (UNIDO) – Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Надо сказать, что бизнес-план как таковой и повод для его разработки вызвали поначалу протест в определённых кругах. Некоторые руководители приватизированных предприятий поняли, что приток инвестиций, который возможен благодаря бизнес-планам, сулит им потерю контроля над собственностью. И тогда в ход пошёл проверенный десятилетиями демагогический приём – социальное противодействие инвестициям. Как будто одно другому обязательно должно противоречить.

Другие оппоненты были менее корыстны и достаточно искренни в своих заблуждениях, утверждая, что в проекте важна лишь технологическая сторона дела, а всё остальное – производное, поэтому достаточно, мол, традиционных экономических показателей, например показателя стоимости. На первый взгляд, здесь нет противоречия, так как бизнес-план предполагает всестороннее рассмотрение проекта (предложения, программы), включая те же социальные вопросы, а вместе с ними финансовые, технические, экологические, правовые и многие другие.

Однако основных адресатов бизнес-планов – банкиров и финансистов интересующихся, прежде всего вопросами прибыльности, беспокоят не только результаты, но и аргументы в пользу проекта, благодаря которым эти результаты получены, т.е. именно технические, финансовые и другие вопросы. Общепринятыми в мировой практике являются методы планирования, основанные на «кэш-фло» (cash flow), что дословно означает поток наличности. Это, собственно, и есть процесс описания проекта в финансовых терминах, в форме бизнес-плана. Без него, разумеется, никто никаких средств не выдаст даже на короткое время. В ряде экономически развитых стран нельзя пройти регистрацию нового предприятия в соответствующих органах управления без предоставления в комплекте всей необходимой документации и бизнес-плана.

Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показала мировая практика, становится надёжным делом только тогда, когда у её истоков находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением или с изменением их функций, при антикризисном управлении, приватизации и т.д.

Бизнес – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; целью любого бизнеса является прибыль. Точнее говоря, бизнес – это экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путём создания и реализации определённой продукции или услуг.

Опытные бизнесмены утверждают: бизнес начинается с самооценки. Готовы ли вы (ваше предприятие, организация, фирма) на самом деле к тому, чтобы всерьёз заняться предпринимательством? Это ведь совсем особый стиль жизни, определённый круг знакомых, свои приоритеты и ориентиры, своя планка, которую надо взять, иначе придётся покинуть соревнование. Готовы ли вы 24 часа в сутки принимать самостоятельно решения, главное – рисковать, иногда очень серьёзно? Вам кажется, что готовы, и это уже немало. Но способны ли?

Статистика, которая, как известно, знает всё, напоминает: далеко не каждый способен на такой образ жизни, хотя таких людей на самом деле очень много. Недаром несмотря на все трудности и проблемы в сферу нового предпринимательства, бизнеса быстро втянулись миллионы людей в нашей стране. «Любишь бизнес – люби бизнес-план!» – советуют сегодняшние экономисты. Американские экономисты Густав Берл и Пол Киршнер утверждают: «Располагая бизнес-планом, вы становитесь профессионалом». И в этом нет преувеличения.

Все права защищены. Любая перепечатка или другое использование материалов данной статьи допускаются только с разрешения администрации сайта либо с разрешения компании ООО «НК-Консалтинг».



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика