Новокузнецк. Проблемы бизнес-планирования. По плану или нет? – вот в чём вопрос… | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Проблемы бизнес-планирования. По плану или нет? –
вот в чём вопрос…

В последние несколько лет в Кемеровской области растёт спрос на услуги профессионального бизнес-планирования. И хотя количество компаний, занимающихся составлением бизнес-планов, увеличивается, далеко не все они отвечают критерию профессиональности с одной стороны, а с другой – до сих пор для большинства предпринимателей бизнес-план – это формальный документ, а не реальная модель планируемого бизнеса. Но независимо от того, формальным или руководящим к действию будет бизнес-план, необходимость его разработки становится всё более ощутимой.

Для инвестора (кредитора)

Чаще всего потребность в бизнес-плане возникает при получении инвестиционного кредита, а развитие кредитования малого и среднего бизнеса ещё сильнее увеличивает эту потребность.

Не смотря на то, что требования к заёмщикам в общем виде схожи у большинства кредитных организаций, каждая из них выдвигает собственные специфические стандарты структуры и содержания бизнес-планов. Основная общая цель плана здесь – показать направления расходования получаемых от инвестора (кредитора) средств, возвратность и платность кредитов, способность управленческой команды сохранить устойчивое финансовое состояние организации в период пользования кредитом.

Спрос на бизнес-планы также увеличился в связи с активной поддержкой малого и среднего бизнеса в Кузбассе в последние два-три года. В рамках этой поддержки у организаций появилась возможность получения безвозвратной субсидии (гранта), льготного кредита, компенсации части процентной ставки по банковским кредитам или гарантии Администрации области по получаемым заёмным средствам. И здесь бизнес-план выступает одним из главных документов, который должен быть представлен в составе заявки на получение поддержки. Однако в таком бизнес-плане приоритет отдаётся оценке бюджетного и социального эффектов от реализации планируемого проекта.

Следует отметить, что в центральной части России основными потребителями бизнес-планов являются преимущественно крупные западные и отечественные инвесторы. Причём даже для проектов, реализуемых в регионах, бизнес-планы разрабатываются также в центральной части страны. И дело здесь не столько в качестве работы, сколько в действии принципа «нет пророков в своём отечестве».

В Кузбассе в целом, и в г. Новокузнецке в частности, внешними потребителями бизнес-планов являются, с одной стороны, частные инвесторы (владельцы организаций), рассматривающие варианты расширения или обновления бизнеса, а с другой, финансово-кредитные учреждения, предоставляющие финансовые ресурсы начинающим предпринимателям.

При этом каждый инвестор имеет собственные представления о структуре и содержании бизнес-планов в зависимости от направленности и суммы инвестиций. Во-первых, финансово-кредитные учреждения, формулируя свои требования, основывают их на применяемой методике оценки кредитоспособности заёмщика, поэтому отсутствие в бизнес-плане необходимой информации может повлечь отклонение заявки на кредит. Во-вторых, чем больше предполагаемая сумма вложений, тем детальнее должна быть проработана финансовая модель бизнес-плана и подробнее описана предпринимательская схема самого бизнеса. Удовлетворить эти требования способны не все консалтинговые компании г. Новокузнецка и далеко не все «фрилансеры» (частнопрактикующие изготовители бизнес-планов). А это, в свою очередь, зачастую вызывает скептическое отношение ко всей сфере услуг бизнес-планирования.

Для себя

В последнее время предприятия всё более активно составляют бизнес-планы для себя, для внутреннего, так сказать, употребления с целью детализации стратегии, либо оценки новых направлений развития. Структура и содержание таких бизнес-планов могут существенно отличаться от тех, что ориентированы на внешнего пользователя; главное, чтобы они были понятны руководителю, давшему задание на разработку.

К составлению внутренних бизнес-планов чаще всего привлекаются сотрудники самой организации. Однако, во-первых, самостоятельно разработанные бизнес-планы не отличаются объективностью, поскольку сотрудники зачастую склонны преувеличивать успехи компании или своего отдела. Во-вторых, бизнес-планирование крайне редко является регулярной функцией персонала организации, поэтому временные затраты на её выполнение могут быть значительно выше, чем в случае привлечения консалтинговой компании, а качество самого бизнес-плана хуже. Кроме того, если организация динамично развивается, то вряд ли она сможет освободить ключевых сотрудников от выполнения текущих обязанностей на срок от двух до четырёх недель для составления качественного бизнес-плана.

К сожалению, до сих пор для многих российских бизнесменов бизнес-планирование так и не стало жизненно важной потребностью и является лишь пустой тратой времени и денег, а сам бизнес-план – это ещё одна «бумажка» из перечня необходимых банку документов при подаче заявки на кредит. Не уделяя достаточного внимания достоверному описанию бизнеса, прогнозированию тенденций развития внешнего окружения, предприниматели и руководители организаций потом сетуют на то, что бизнес-план не отражает существующую действительность, и бизнес-планирование в нашей стране не имеет смысла. К слову сказать, в европейских банках качественно составленный бизнес-план может быть средством обеспечения до 10% кредита от общего объёма инвестиций даже для российских компаний, а также основанием для смягчения условий кредитования.

Цена вопроса

Для предпринимателей и руководителей организаций всегда существует вопрос: кто же должен заниматься разработкой бизнес-плана? Учитывая, что в экономике, как в политике и в медицине, разбирается каждый, написать «красивый» бизнес-план – нарисовать красивую картинку – сейчас способны как специализированные консалтинговые компании, так и студенты старших курсов, преподаватели вузов, специалисты центров развития и школ бизнеса и даже кадровых агентств. Понятно, что основной вопрос здесь – это вопрос качества бизнес-плана. Поскольку хорошее оформление далеко не всегда означает реалистичную и корректную финансовую модель бизнеса, то можно смело утверждать, что подготовить бизнес-план высокого качества в г. Новокузнецке способно лишь несколько специализирующихся на этом виде деятельности компаний.

Многие организации и предприниматели пытаются сами разрабатывать бизнес-планы, но даже те из них, где есть собственные экономисты и маркетологи, не всегда способны составить план с учётом всех требований потенциального кредитора. Кроме того, опытное кредитное учреждение или инвестиционный фонд может потребовать, чтобы бизнес-план, подаваемый в составе заявки на финансирование, был разработан специализированной консалтинговой компанией, так как в этом случае он будет более объективным, а риск невозврата предоставленных средств – ниже.

Стоимость разработки бизнес-плана может значительно варьироваться. Основными определяющими её факторами являются:

  • сумма инвестиций, а следовательно, объём и структура бизнес-плана, степень обоснованности и детализации расчётов;
  • полнота и объём предоставляемой заказчиком информации;
  • сроки составления бизнес-плана, а значит, необходимость сверхурочной работы специалистов;
  • степень «столичности» консалтинговой компании – чем крупнее компания, тем большие затраты на содержание штаб-квартиры она должна покрывать, тем выше цена интеллектуального труда её сотрудников.

Так, например, стоимость одного и того же по структуре и содержанию бизнес-плана в г. Новокузнецке и г. Москве может отличаться в 4-5 раз. Неизменно одно: в каждом случае стоимость составления бизнес-плана определяется индивидуально с учётом всех факторов.

И наконец, собственникам и руководителям организаций важно понимать, что бизнес-план нужен не только кредитным экспертам и лизингодателям, но и им самим, поскольку работа над этим документом позволяет упорядочить знания о производственно-хозяйственной деятельности, систематизировать и собрать воедино все элементы мозаики, именуемой бизнесом организации.

Автор статьи: Горянин Д.А. Аналитик-консультант компании ООО «НК-Консалтинг».

Все права защищены. Любая перепечатка или другое использование материалов данной статьи допускаются только с разрешения администрации сайта либо с разрешения компании ООО «НК-Консалтинг».



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика