Новокузнецк. Оценка эффективности стратегии развития малого предприятия. | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

К вопросу об оценке эффективности стратегии развития
малого предприятия

Значение и роль малого бизнеса признаётся во всём мире, и большинство стран развивают инфраструктуру его поддержки, обеспечивая тем самым помощь частным предпринимателям в создании и развитии предприятия. Но, несмотря на то, что существуют национальные и региональные программы поддержки начинающих предпринимателей, выживаемость малого бизнеса крайне низка.

Одной из причин слабой жизнеспособности предприятий малого бизнеса можно назвать недостаточную обоснованность стратегий их развития. Это, в свою очередь, обусловлено, с одной стороны, отсутствием должного внимания к проблемам малого бизнеса со стороны теории, а с другой – невозможностью использования в малом бизнесе моделей, которые применяются для обоснования стратегии на крупных предприятиях, из-за отсутствия необходимой информационной базы.

В частности, большинство подходов к разработке и обоснованию стратегии применимы только для крупных компаний и не учитывают специфику малого бизнеса, рассматривая его как уменьшенную модель крупного. Из выделенных Г. Минцбергом [1] десяти школ стратегического менеджмента только подходы двух из них (школа предпринимательства и школа конфигурации) могут быть использованы для разработки стратегии развития малых и средних предприятий.

Особого внимания заслуживает проблема оценки эффективности стратегии. Если для крупных компаний эта проблема решается путём применения системы сбалансированных показателей менеджмента, то использование этой системы в условиях малого бизнеса представляется весьма затруднительным. Это связано не только с ограниченностью ресурсов в малых организациях, но и с отсутствием традиционной для крупных компаний финансовой отчётности, на основе которой оценивается влияние стратегии на финансовое состояние компании. Кроме того, стратегия развития малого предприятия не всегда предполагает осуществление серьёзных капитальных вложений, поэтому использование экономической оценки эффективности инвестиций в этом случае также не даст однозначного представления об эффективности принимаемой стратегии.

Между тем оценка стратегии важна не только для действующих организаций, но и для вновь создаваемых предприятий. Потребность такой оценки существует не только у самих начинающих предпринимателей, но и у субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы; органы власти, предоставляющие различные формы поддержки организациям малого бизнеса, и т.п.), поскольку их задачей должно быть не только увеличение количества создаваемых при их содействии малых предприятий, но и обеспечение их выживаемости.

Все предприятия, претендующие на получение государственной поддержки, обязаны представить конкурсной комиссии описание идеи своего бизнеса в виде бизнес-плана, который фактически является детальным описанием стратегии развития малого предприятия и мероприятий по её реализации [2].

Однако, исследование критериев, предъявляемых к оценке бизнес-планов, а следовательно и стратегий, позволяет сделать вывод, что эти критерии не оценивают не только эффективность стратегии, но и обоснованность предлагаемой бизнес-идеи. При всём многообразии выдвигаемых требований в разных регионах наиболее часто встречаются два подхода к оценке бизнес-плана.

В первом случае, как, например, в Кемеровской области, при проведении конкурсов на получение финансовой поддержки малому бизнесу или помещения в бизнес-инкубаторе в аренду на льготных условиях учитываются критерии значимости инвестиционных проектов, направленных:

    • на сохранение действующих и создание новых рабочих мест;
    • на производство импортозаменяющей и экспортно-ориентированной продукции;
    • на производство, направленное на замещение ввозимой продукции;
    • на развитие инновационной деятельности;
    • на переработку отходов и решение экологических проблем [3].

При такой формулировке перечисленные критерии учитывают лишь соответствие идеи бизнеса приоритетным направлениям развития региона. Их использование не только не позволяет оценить жизнеспособность организации и эффективность её стратегии, но и создает проблему объективного выбора победителей конкурса.

Во втором случае, как, например, в Алтайском бизнес-инкубаторе, набор критериев имеет следующий вид [4]:

    • тематика, цели и задачи бизнес-плана;
    • срок реализации, окупаемости бизнес-плана;
    • финансовая модель бизнес-плана (наличие инвестора, собственных и заёмных средств, направляемых на реализацию бизнес-плана);
    • производственная стратегия, техническая реализуемость бизнес-плана;
    • команда субъекта малого предпринимательства (характеристика организационной структуры, профессиональные навыки членов команды, в том числе по коммерциализации технологий, продукции, услуг);
    • преимущества в сравнении с существующими аналогами / конкурентами;
    • стратегия продвижения и продаж, наличие потенциальных потребителей технологий, продукции, услуг;
    • риски реализации бизнес-плана.

В этом случае оценивается само наличие функциональных стратегий, а не их взаимосвязи и согласованность с общей стратегией организации. Помимо этого, не ясен механизм или способ оценки указанных критериев, что не позволяет исключить субъективное восприятие эксперта, проводящего оценку.

Таким образом, хотя проблема оценки эффективности стратегии малого предприятия имеет высокую практическую значимость, в теории этот вопрос недостаточно освещён. Причём наибольшую сложность представляет не столько выявление самих критериев, сколько определение механизмов и способов их количественной оценки.

На данном этапе исследования для решения указанной проблемы предполагается:

    • определить универсальные критерии, надёжно отражающие эффективность стратегии малого предприятия и установить их взаимосвязь;
    • сформировать систему показателей, характеризующих соответствие стратегии критериям эффективности;
    • определить способы получения и обработки информации для оценки указанных показателей.

Библиографический список:

1. Минцберг Г. Школы стратегий. / Г. Минцберг, Б. Альстренд, дж. Лэмпел. – СПб.: «Питер», 2000. – 336 с.
2. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 312 с.
3. Пакет конкурсной документации по проведению конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса – Электрон. дан. – Кемерово: [20--]. – Режим доступа: [www.dprpko.ru] – Загл. с экрана.
4. Критерии конкурсного отбора // Официальный сайт Алтайского бизнес-инкубатора. – Электрон. дан. – Барнаул: [20--]. – Режим доступа: [www.altaicpp.ru] – Загл. с экрана.

Автор статьи: Горянин Д.А. Аналитик-консультант компании ООО «НК-Консалтинг».

Все права защищены. Любая перепечатка или другое использование материалов данной статьи допускаются только с разрешения администрации сайта либо с разрешения компании ООО «НК-Консалтинг».



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика