Новокузнецк. Управленческое консультирование - VS: Управленческий консалтинг. | НК-Консалтинг
НК-Консалтинг
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНСАЛТИНГ

О нас Услуги Цены Помощь Статьи Контакты
Звоните нам: +7 909 516 60 01; +7 904 997 01 05; Почта

Управленческое консультирование - VS: Управленческий
консалтинг

«Консалтинг (от англ. consulting) - услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающее в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей». Таково наиболее распространённое в литературе определение данного вида деятельности. Сейчас управленческое консультирование является даже преподаваемой в вузах учебной дисциплиной. Однако вопросов о его сущности, целесообразности и перспективности меньше не становится.

Из истории вопроса

Появление консалтинга связывают с началом интенсивного развития рыночных отношений в начале XX века, вызванного стремительным научно-техническим прогрессом. Тогда выживание предприятий в быстро меняющихся условиях требовало от их руководства применения новых знаний и управленческих технологий. Именно в тот период и появились первые консультанты, взявшие на себя функцию аккумулирования и адаптации этих знаний к конкретным практическим ситуациям.

Одна их первых консалтинговых компаний «Booz Allen Hamilton» была зарегистрирована в 1914 году. А в 1926 году Джеймс МакКинси и Эндрю Томас Карни основали фирму, давшую начало двум крупнейшим консалтинговым компаниям мира - «McKinsey & Company» и «A.T. Kearney». Но «золотым веком» консалтинга принято считать период с 1960-х годов, когда спектр консалтинговых услуг помимо аудиторских пополнился услугами в сфере управленческого консалтинга. То есть в компетенцию внешних консультантов стали входить стратегическое и бизнес-планирование, построение систем управления, реинжиниринг бизнес-процессов, совершенствование методов работы с персоналом.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой консалтинг является одним из высокодоходных видов бизнеса, а годовая прибыль консалтинговых компаний может превышать доходы их клиентов.

А как у нас?

В России управленческий консалтинг появился вместе с рыночной экономикой в начале 90-х годов. И его специфика во многом определяется уровнем развития рыночных отношений.

Отличительной чертой российского консалтинга является то, что наибольшая доля услуг приходится на обучающее консультирование (по данным агентства «Россбизнесконсалтинг» почти 40 %), в то время как в США - не более 10 %. По сути, такое положение дел является своего рода «взаимовыгодным сотрудничеством». У консалтинговых компаний есть относительно стабильный доход от проведения семинаров и тренингов, не обременяющий высокой ответственностью за их качество и эффективность (основной принцип: главное, чтоб было интересно); а предприятия якобы повышают квалификацию своих работников наименее затратным с точки зрения денег и времени способом. Хотя все при этом понимают, что решения коренных проблем, существующих в хозяйственной деятельности клиентов, не происходит.

Тем не менее, объём рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, превышает 2 млрд. долл. и продолжает увеличиваться на 30-40 % ежегодно. При этом, как отмечают специалисты РБК, Сибирский федеральный округ занимает 15 % российского рынка консалтинговых услуг (третье место после Москвы и Санкт-Петербурга).

Если же говорить о состоянии консалтинга в Кузбассе, то уровень его развития значительно отстаёт от Новосибирска, Томска или Красноярска. Такому положению вещей кузбасские аналитики находят различные объяснения: от низкой культуры местного бизнеса и отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров в консалтинге до невысокой образованности руководителей предприятий, искренне не понимающих смысла консультационных услуг и необходимости платить за знания, которые можешь получить и сам. Причин много, но источник у них один - низкий уровень развития рыночных отношений, то есть отсутствие нормальной конкурентной среды. Зачастую выводы консультантов о направлениях развития бизнеса в нашей области содержат прямые указания на необходимость поиска «административного ресурса».

Оценивая перспективы кузбасского консалтинга по отношению к различным категориям клиентов, можно выявить следующее. Со стороны крупного бизнеса в ближайшее время не стоит ждать резкого увеличения интереса к кузбасским консалтинговым услугам. Крупный бизнес чаще всего возглавляется московскими (столичными) менеджерами, которые и консультироваться предпочитают по месту расположения штаб-квартиры. Не смотря на сожаления местных консультантов, определённый смысл в этом есть. В столицах и доступ к информации шире, и охватить масштабы корпоративного бизнеса проще. Да и сами представители кузбасского консалтинга отмечают, что основными потребителями их услуг являются предприятия малого и среднего бизнеса.

Перечень консультационных услуг, востребованных со стороны малого бизнеса, ограничивается передачей консультантам функций по ведению бухгалтерского учёта, по подготовке и сдаче регламентированных отчётов и деклараций. По вопросам же управления бизнесом малые предприниматели предпочитают советоваться с коллегами, к услугам профессиональных консультантов обращаясь только в случае личного знакомства или прямых рекомендаций.

А вот со средним бизнесом не всё так просто. К настоящему времени он аккумулировал достаточно свободных средств для развития бизнеса и отчасти осознаёт необходимость профессионального управления, но определить наиболее перспективные направления не может и к услугам управленческого консалтинга обращается неохотно, отдавая предпочтение решению с помощью консультантов кадровых вопросов и сертификации систем менеджмента качества. Но, как показывает практика, большинство предприятий среднего бизнеса находится в состоянии, когда главным источником роста является внутреннее структурирование бизнеса, организация надлежащего управленческого учёта, систематизация планирования (прежде всего стратегического и финансового), повышение конкурентоспособности продукции.

Конечно, обозначенные характеристики кузбасского консалтинга отражают лишь самые общие тенденции. Но одно остаётся несомненным: рынок консультационных услуг в нашей области есть, а значит, у руководителей предприятий существует реальная возможность получения профессиональной помощи в решении многих управленческих и экономических задач.

И что из этого следует?

Прогресс неизбежен, и растущий бизнес Кузбасса предъявляет всё новые и новые требования к качеству и содержанию консультационных услуг, поэтому их спектр расширяется, а характер становится более комплексным и системным.

При этом основными задачами консалтинговых компаний должны стать и повышение информированности потенциальных клиентов о преимуществах и целесообразности привлечения внешних специалистов, и более тесное сотрудничество с высшей школой в целях использования передовых управленческих технологий и актуальных научных достижений в этой области, и повышение качества и обоснованности предлагаемых клиентам решений.

А вот опасаться столичной экспансии кузбасским консультантам, наверно, не стоит. Слишком разный подход к выстраиванию взаимоотношений с клиентами. Для столичных компаний региональный клиент - один из многих, а для местных консультантов - «дорогой, любимый, единственный», и значит, требующий не типового решения, а максимального учёта его индивидуальности. Да и стоимость услуг «своих» и «чужих» консультантов сильно отличается.

И в завершении необходимо ещё раз сказать, что использование услуг консультантов по управлению всё больше становится нормой жизни для компаний, заботящихся об успехе своего бизнеса. В тоже время, более зрелый рынок консалтинга в России предъявляет и более серьёзные требования к самим консультантам. В этой ситуации, будущее за теми консалтинговыми компаниями, которые правильно определяют и исполняют свою собственную стратегию.

Автор статьи: Лабунский В.Н. Директор компании ООО «НК-Консалтинг».

Все права защищены. Любая перепечатка или другое использование материалов данной статьи допускаются только с разрешения администрации сайта либо с разрешения компании ООО «НК-Консалтинг».



Заказать услуги Вы можете по телефону +7 909 516 60 01, либо отправив заявку на e-mail: nk-consulting@nk-consulting.ru

Главная :: О нас :: Услуги :: Цены :: F.A.Q. :: Статьи :: Контакты

Копирайт © ООО «НК-Консалтинг», 2007-2016 г. Разработка бизнес-планов, маркетинговые исследования, готовые бизнес планы.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика